Что такое уровень листинга
Листинг – добавление акций в каталог ценных бумаг по инициативе эмитента. Компания предоставляет свои финансовые возможности и серьезность намерений крупным инвесторам.
Листинг предоставляет компании ряд преимуществ:
- привлечение новых источников финансирования
- создание условий, благоприятных для развития бизнеса
- выход на международный рынок
- увеличение ликвидности акций
- повышение уровня защиты средств вкладчиков.
Все правила проведения утверждает фондовая биржа, к примеру, Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Именно она выносит решение о допуске к торгам всех ценных бумаг.
Специалисты досконально изучают и решают, может ли данная акция либо облигация войти в список ценных бумаг, и к какому уровню она будет принадлежать. Список состоит из Котировальной (первый и второй уровни) и не Котировальной частей (третий уровень).
На Мосбирже можно торговать лишь ценными бумагами, входящими в котировальный список, иначе не будет, так как биржа заботится о своей репутации.
Зачем нужны несколько уровней листинга
Все компании имеют разный статус, масштаб, отрасль и финансовые возможности. Для уменьшения рисков или их исключения при инвестировании, листинг делят на уровни, определяя степень соответствия к высоким требованиям и степень риска.
Процедура условно разделена на несколько этапов:
- подача заявки и ее регистрация
- проведение экспертизы на рентабельность и ликвидность самого эмитента
- подготовка пакета документов, проводится анализ финансового отчета за последние 3 года деятельности компании
- анализ экспертных оценок, проверяется ликвидность и прогнозируется спрос.
Листинг акций делится на 3 уровня. Мосбиржа особое внимание обращает на соблюдение закона, на прозрачность компании, ее размеры, сроки и объемы. Самым важным и требовательным является третий уровень.
У каждого свои правила и условия. Если компания не соответствует по некоторым пунктам требованиям биржи, она автоматически попадает в предлистинг – предварительный список, который сводит к минимуму риски инвесторов.
Такие акции можно продавать или покупать, но уже за пределами торговой площадки. Компании, которые прошли всю процедуру листинга, получают большие возможности. В первую очередь, это крупные инвестиции для дальнейшего развития.
Листинг акций
Возможность компании участия в торгах в крупнейших биржах страны определяет уровень листинга. Участие в торгах расширяет возможности компании. Оцениваются ее прозрачность и объемы. При достижении определенных условий, возможен перевод акций с низшего на высший уровень. Если при проверке обнаружены незначительные недочеты, биржа может дать время на их устранение.
1-й уровень
В этой категории представлены крупнейшие компании, например, сбербанк, Газпром, Лукойл.
Требования такие же, как и в других уровнях, только увеличиваются объемы.
Если капитал больше 60 млрд. рублей и доля в свободном обращении 10% от выпуска акций;
Если капитал меньше 60 млрд. рублей, то доля вычисляется формулой;
Компания должна существовать больше 3 лет;
Предоставить отчеты по МСФО за последние 3 месяца и ряд других требований.
2-й уровень
К нему относятся, например, РЖД, КАМАЗ. Это компании, чьи акции являются мало ликвидными и требования к ним относятся только к размеру активов. Эмитент существует от 1 месяца, ведет отчетность за последний год и соответствует требованиям.
3-й уровень
Бумаги данного уровня не вносятся в котировальный список. Здесь собраны не только акции, облигации, но и паи, ипотечные сертификаты. Это компании НМТП, Саратовский НПЗ, ETF. Инвесторы их приберегают для долгосрочной перспективы.
Каждой компании необходимо представить соответствующие документы, соблюдать закон, осуществить регистрацию своих ценных бумаг. Выше уровень – больше оценка биржи. Ликвидность падает при уменьшении уровня. Малое количество инвесторов желает работать с акциями таких компаний. Сама процедура листинга достаточно дорогостоящая и требует ежегодных взносов в систему.
Листинг облигаций
Крупнейшие торговые площадки заботятся о своей репутации и предпочитают работать только с надежными компаниями. Облигации для компании играют немаловажную роль для привлечения инвесторов. Как и для акций, Московская биржа выдвинула ряд требований для листинга облигаций и разделила на уровни.
1 уровень
Сюда относятся облигации федеральных займов, являющиеся на Московской бирже наиболее надежными и ликвидными.
- объем выпуска не менее 2 млрд. руб
- стоимость облигаций не выше 50 тыс. руб.
- эмитент существует от 3 лет
- финансовый отчет за три года
- наличие кредитного рейтинга
2 уровень
Ко второму уровню требование выше, возрастает спрос на бумаги, привлекаются на более выгодных договоренностях и размеры больше.
- объем выпуска не менее 500 млн. руб
- стоимость не выше 50 тыс. руб
- компания действует 3 месяца и больше
- отсутствие в истории кризиса и неплатежеспособности
- финансовый отчет предоставляется за 1 год
3 уровень
Третий уровень должен соответствовать нормам действующего законодательства РФ.
- регистрация бумаг не является основным требованием
- предоставление необходимой информации
Есть возможность проводить листинг сразу на нескольких площадках. На территории одного государства проводится двойной листинг. Кросс-листинг – участие на различных торговых площадках и в разных странах. В таком случае, составляется договор листинга между биржами.
Чтобы проверить все требования, нужен минимум месяц. Перед проведением торгов надобно осуществить процедуру размещения ценных бумаг. Указывается дата и происходят первые сделки с ценными бумагами.