Кто такой контрагент с точки зрения бухгалтерии
Контрагенты предприятия – это физические, юридические лица, которые ведут деловые отношения, заключают двухсторонний или многосторонний договор. Организация участвует в торговых, гражданских, правовых, финансовых отношениях с различными учреждениями, предприятиями, компаниями, индивидуальными предпринимателями. К ним относят и подрядчиков, выполняющих работы, производителей товаров, лиц, оказывающих услуги, покупателей. Участники сделки, стоящие с разных сторон договора, являются друг для друга основными контрагентами.
Контрагентом является ответственное лицо, подписавшее договор или контракт. В договоре прописывают обязанности сторон, порядок разрешения спорных вопросов. Стороны равны, друг другу не подчиняются.
Документы составляют юристы с учетом законодательства и интересов обеих сторон.
Этапы заключения договора:
- Письмо оферты. После заключения сделки, подписания контракта одна сторона составляет письмо оферты, четко прописывающего основные моменты. Письмо с предложением сотрудничества отправляется на адрес другой стороны. К письму может прилагаться счет или коммерческое предложение.
- Акцепт. Представитель другой стороны акцептует или принимает оферту, если условия его устраивают. В ином случае вносятся коррективы или выдвигаются встречные требования. Сторона, посылавшая письмо оферты принимает, либо отклоняет предложенные условия.
- Заключение договора. Когда стороны урегулировали разночтения, пришли к согласию, обе стороны подписывают документ. После этого их можно называть контрагентами.
Подписание документов – это важный этап для сотрудничества. Бухгалтерия заводит отдельный файл с финансовой документацией на каждого партнера. Документация отражает все финансовые изменения.
Основные виды
Категории контрагентов включают клиентов и персон. Под клиентами понимают юридических лиц: организации, предприятия, индивидуальных предпринимателей. Персоны – это физические лица, выпускающие собственную продукцию, оказывающие услуги, имеющие наименование, реквизиты. Типы заключенных сделок:
- Участвуют только юридические лица.
- Участвуют только физические лица.
- Сделка заключается между юридическим и физическим лицом.
Сделка может быть двухсторонней и многосторонней.
Разновидности партнеров:
- Продавец и покупатель. Продавец обязуется предоставить товар надлежащего качества в оговоренном количестве по установленной цене. Покупатель обязуется рассчитаться за товарно-материальные ценности.
- Поставщик и покупатель. Поставщик привозит товары и услуги, указанные в договоре. Покупатель рассчитывается за полученный груз. Способ расчета прописывается в документах заранее.
- Арендатор и арендодатель. Арендатор берет имущество арендодателя на оговоренный срок за определенную сумму. К имуществу относятся жилые и нежилые помещения, техника, оборудование, автомобиль.
- Залогодержатель и залогодатель. Залогодержатель забирает имущество залогодателя на время выплаты кредита, ссуды или займа. Имущество является гарантией выплаты. В случае нарушения договора залогодержатель становится владельцем имущества.
- Перевозчик и отправитель. Перевозчик транспортирует имущество отправителя в указанное место за определенный промежуток времени.
- Комитент и комиссионер. Комиссионер берет вознаграждение либо комиссионный процент от комитента за определенные действия по заключению сделки.
- Даритель и одаряемый. Одаряемый получает имущество от дарителя безвозмездно. Для установления прав на полученное имущество заключается договор дарения.
- Кредитор и заемщик. Заемщик получает средства от кредитора и пользуется ими за определенный процент. Заемщик возвращает средства в установленные сроки.
Работа с контрагентами
Сотрудничество с контрагентами ведется по следующим принципам:
- Любые правоспособные и дееспособные лица могут стать контрагентами.
- Юридическое лицо должно иметь лицензию, банковские реквизиты, выписку из налоговой, свидетельство о регистрации, выписку из госреестра.
- Договор заключается на добровольной основе без принуждения одной из сторон.
- Договор заключается при любых видах сделок и скрепляется подписью и печатью обеих сторон.
- При невозможности заключить договор с физическими лицами, организация выдает чек, в котором прописаны реквизиты, наименование товара или услуги, стоимость.
Надежность юридического лица проверяется на сайте ФНС. Там указана следующая информация:
- регистрация в ЕГРЮЛ;
- список недействующих юридических лиц;
- список массовой регистрации;
- действительный адрес контрагента;
- дисквалифицированные лица;
- реорганизованные и ликвидированные фирмы;
- срок действия ИНН, свидетельства о государственной регистрации.
Схема взаимодействия контрагентов:
- Заключение договора.
- Внесение нового контрагента в справочник предприятия, хранящего всю информацию о партнере (досье, сверки). Для этого бухучетом используется программа 1С.
- Исполнение обязательств, отражение их в первичных документах: актах выполненных работ, оказанных услуг, КС-2, КС-3.
- Приемка выполненных обязательств, подписание первичной документации.
- Урегулирование финансовых вопросов: внесение предоплаты, полная оплата. Эти моменты прописываются в договоре заранее.
Виды договоров:
- Публичный.
- Реальный.
- Простой.
- Смешанный.
- Рамочный.
- Договор дарения.
- Возмездный.
- Безвозмездный.
- Дополнительный.
- Предварительный.
Расчеты с контрагентами
Для расчетов с контрагентами бухгалтера выписывают платежные поручения, векселя, чеки, счета-фактуры, аккредитивы.
Самым распространенным платежным документов считается платежное поручение. Документ используют с проверенными контрагентами, вовремя оплачивающими товары, услуги. При возникновении проблем с оплатой бухгалтерия применяет расчет по инкассо. Взаиморасчеты с подрядчиками, работающим персоналом ведутся по ведомостям.
Бухгалтерия ведет синтетические и аналитические счета. Синтетические счета содержат информацию о хозяйственных средствах в денежном выражении, аналитические содержат полную опись товаров.
Способы расчетов с участниками сделки:
- перевод денежных средств на расчетный счет;
- взаимозачет;
- бартерный обмен;
- наличная оплата.
В договоре прописываются следующие методы оплаты:
- Предоплата. Услуга или товар будут оказаны после предварительной оплаты части суммы или полностью. Частичная оплата дает гарантию поставщику.
- Оплата по факту после выполнения работ, услуг, получения товаров. Сторонами подписывается первичная документация, акт приемки товара, акт об оказании услуги.
- Кредит. Сторона предоставляет товар, услугу, пока контрагент вносит обязательный платеж. В случае задержки платежа, оказание услуги прекращается.
- Поставка товара без оплаты до определенного лимита, установленного заранее. После этого поставщик или продавец ждет оплату, сотрудничество приостанавливается.
- Лизинг. Имущество передается арендатору с правом выкупа в дальнейшем.
Выбор надежного контрагента, который вовремя выполняет условия по договору, является главной целью компании. Ведь от этого зависит прибыль и дальнейшая судьба организации.